О Ноахе(Ное) и потопе можно рассуждать бесконечно. Но для начала давайте посмотрим на общую картину: Всевышний создал наш мир и населил его людьми. Он установил правила, соблюдая которые можно было бы исполнить Его волю относительно того, как нужно об этом мире заботиться. Люди всё испортили, и это расстроило Творца. Тогда он решил всех утопить и начать сначала.

Сразу возникает множество вопросов. Как так получилось, что Всевышний, способный создать целую Вселенную, время, пространство и законы природы, не смог «проконтролировать» поведение людей?

Вот еще одна ситуация: наш праотец Авраам столкнулся с немыслимыми сложностями, отстаивая свою веру. Кстати, все евреи и по сей день сталкиваются с теми же проблемами.

Безусловно, у каждого из нас есть свобода выбора и контроль над собственной жизнью. С другой стороны, Всесильным является только Б-г. Как разрешить этот парадокс?

Свобода выбора жизненно необходима. Представьте себе, что наш мир – это пузырь, плавающий в густом тумане. Что охраняет этот пузырь от того, чтобы он не лопнул? На самом деле, поскольку туман очень густой – снаружи пузыря не видно. Он существует только для тех, кто смотрит на него изнутри. Если же обитатели пузыря начнут тянуться к туману – пузырь просто лопнет.

Раввин Шнеур Залман из Ляд описывал реалии как Высший Разум и Низший Разум: сверху виден не низший мир, а лишь Бесконечный Свет. А снизу виден мир, поддерживаемый этим светом.

Если мы будем думать о себе как о марионетках, управляемых Высшей силой, – это разрушит наш мир. По Каббале низший разум будет сопротивляться и сражаться с высшим – и исчезнет. Наше существование обусловлено лишь силой воли каждого из нас.

То, о чём говорится в Каббале, нашло свое подтверждение и в современных теориях. Нобелевский лауреат Юджин Вигнер писал, что сознание и свобода выбора необходимы для того, чтобы «сократить колебания волн».

Таким образом, мы получаем объяснение, согласно которому любой мир создан из двух частей, двух реальностей, зачастую противоречащих друг другу, но и совпадающих.

А совпадают они – вот в чем парадокс! – потому, что нам об этом прекрасно известно. Мы понимаем, что наш мир – не единственный, нами управляет сверху высшая сила.

Это все равно, что стоять в темной комнате, одетым в белую рубашку. Включите ультрафиолет – темнота останется, но рубашка станет ярче. Человек понимает, что свет исходит от рубашки, но он не может отрицать, что источник этого света находится где-то еще.

В глобальном смысле каждый из нас является источником собственных решений. Тем не менее, нам известно, что все исходит от высшей силы, которая не является частью нашего мира. Она находится извне, снаружи нашего «пузыря».

Мы совершаем большую ошибку, полагая, что Б-г – это начало существования всего. Тем не менее, невозможно утверждать, что существование этого мира предваряет Б-га. Он творит существование нашего мира. Он не ограничен ни временем, ни пространством. В Мишне-Тора (Книга Рамбама) сказано: «Если кто-то подумает, что Он не существует, мир падет и также перестанет существовать».

Можно ли в таком случае описать Б-га как баланс двух сил: силы существования и несуществования? Нет: ведь такое описание отрицает теорию Его единства. Он – совершенное единство.

Проведем аналогию с учителем: учитель хочет передать ученику какие-либо знания, но понимает, что тот пока еще не созрел для их получения. Поэтому преподаватель придерживает новую информацию. Со временем, учитель находит верную форму подачи знаний и передает их ученику.

Согласно Книге Зоар, было создано несколько бесконечных миров. И только наш мир был населен созданиями со свободой выбора. Тем не менее, наш мир – низший из всех. Б-жественный свет был скрыт от нас намеренно: чтобы мы сами тянулись к нему и делали этот мир лучше.

Цви Фриман

Материал подготовила Шейндл Кроль