КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 8 сентября 1380 года, сражение русских войск под предводительством владимирского и московского великого князя Дмитрия Донского и татарским войском во главе с захватившим власть в Золотой Орде темником Мамаем на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского народа от золотоордынского ига.
На пути к Куликову полю
Во второй половине 14 века Московское княжество заняло доминирующее положение на Руси. Внук Ивана Калиты, московский князь Дмитрий Иванович стал настолько силен, что перестал платить дань Золотой Орде. В 1378 на реке Воже Дмитрий Иванович разбил татарский отряд под командой Бегича. Захвативший власть в Орде татарский темник Мамай решил сломить возраставшую мощь Москвы. Мамай заключил союз с польско-литовским королем Ягайло, собрать под своей командой огромное войско численностью в 100-150 тысяч человек, которое состояло не только из татар, но и отрядов черкесов, осетин, некоторых степных народов, генуэзских наемников. Некоторые летописи сообщают, что союзником татар выступил рязанский князь Олег Иванович.
Войска Ягайло и Мамая должны были соединиться на Оке, откуда предполагалось начать общий поход на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович, узнав в конце июля 1380 о движении татарских орд, обратился к русским князьям с призывом собрать все силы для отпора врагу. Пунктами сбора русских дружин стали Москва и Коломна, где собралось 100-150 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя. 24 августа Дмитрий Иванович провел в Коломне смотр войск. Значительную часть московского войска составляла молодежь из крестьян и посадских людей, не имевших военного опыта. В походе не участвовали воины из Новгородской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской земель.
Войско Мамая около трех недель находилось в верховьях Дона, ожидая прибытия польско-литовской армии короля Ягайло. Дмитрий решил упредить соединение противников и разбить главные силы татар. 26 августа русская армия выступила из Коломны, через два дня войска переправились через реку Оку.
5 сентября к устью реки Непрядвы, к месту ее впадения в Дон прибыла русская конница, а к 7 сентября подошла и пехота. Мамай же 5 сентября был в трех переходах к югу от устья Непрядвы, Ягайло находился примерно в таком же удалении, но на западе. Узнав о подходе русских, Мамай ускорил движение в надежде помешать переправе русских через Дон до прибытия Ягайлы.
Но переправу русских через Дон татары упустили. Уже вечером 7 сентября вся русская армия была на правом берегу Дона, выстроившись тылом к обрывистым берегам реки Непрядвы. Левый фланг армии оказался открытым, пути отхода к мостам через Дон были под угрозой. Поэтому Дмитрий приказал войску утром 8 сентября продвинуться вперед, примкнув фланги к ручью Нижнему Дубяку на правом фланге и ручью Смолке на левом. В перелеске за левым флангом был укрыт засадный полк, во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Общее протяжение фронта русской армии было около 4 км. Впереди выстроился передовой полк, в центре — большой полк, на флангах — полки правой и левой руки. За большим полком расположился резервный отряд. В тылу русских находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги, что исключало возможность отступления, но и затрудняло обходные маневры татарской конницы.
Ход и исход Куликовской битвы
Туман прикрыл перегруппировку войск Дмитрия и к 11 часам дня русские были готовы к бою. К полудню к расположению русских подошли татары. В их первой линии находилась конница, во второй — пехота. Мамай остановился в тылу, на Красном холме. Битва началась поединком богатырей — Александра Пересвета и Темир-мурзы (в русских источниках Челубей или Челибей), в котором они оба погибли. К полудню обе армии начали ближний бой. Передовой полк русских под натиском превосходящих сил врага стал отходить к большому полку.
Мамай нанес фронтальный удар всеми своими силами, пытаясь опрокинуть боевые порядки русских. Полк правой руки успешно отбивал атаки. Большой полк с трудом, но удержался на месте. Здесь был убит сражавшийся в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. По преданиям, здесь же сражался в доспехах простого воина и сам князь Дмитрий Иванович. Успех Мамая обозначился на правом фланге, где татары перешли вброд Смолку и атаковали полк левой руки, который продержался до трех часов дня, но затем не выдержал и стал начал отходить, обнажая фланг большого полка.
Ввод в бой русского резерва сбил наступательный порыв татар, но восстановить положение не смог. Татары отрезали русских от мостов через Дон. Но, охватывая левый фланг русских, татары подставили свой фланг и тыл под удар засадного полка, чья неожиданная атака решила исход сражения. Татары не выдержали удара и стали в беспорядке отходить. Попытка задержаться на высотах у ставки Мамая не удалась, и отступление превратилось в общее бегство с самим Мамаем впереди. Победители во главе с Владимиром Андреевичем гнали остатки татарского войска на протяжении 50 км, до реки Красивой Мечи.
Обе стороны понесли огромные потери, которые оцениваются в двести тысяч человек. Русское войско оставило на Куликовом поле до половины своего состава. Сам великий князь был тяжело ранен. Узнав о поражении татар на Куликовом поле, король Ягайло ушел из пределов русских княжеств. Олег Рязанский признал старшинство московского князя и заключил с ним союз.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых, рядом с общей могилой была, по преданию, выстроена Рождественая церковь, ныне не сохранившаяся. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».
Победа на Куликовом поле была воспринята на Руси как конец татарского ига. Но людские потери были столь огромны, что когда в 1382 году новый золотоордынский хан Тохтамыш совершил набег на Москву, ее просто некому было защитить. Несмотря на каменные стены и пушки, Тохтамыш сжег Москву и вновь обложил Русь данью.
Тем не менее Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского народа против золотоордынского ига. Она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив процесс ее распада. Важным следствием битвы стало усиление авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства. В 1848 году на Красном холме, на предполагаемом месте ставки Мамая, был установлен памятник.